Психология для медицинского работника имеет важное значение. Психологи изучают различные провления психики в жизни человека, в том числе и в професисональной деятельности. Изучая психологию, мы знакомимся не только с проведенными психологами исслдеованиями. Мы обращаем внимание на такие аспекты психологии, как ее применение в реальной жизни или этический смысл того или иного явления, открытия. Изучение психологии - это очень обширный предмет. Человек необычайно сложен, и в большинстве случаев мы по-прежнему не знаем, как функционируют человеческие существа. Тот, кто приступает к изуению психологии, скорее всего, столкнется с проблемами при изучении, мифами реальности и объяснениями действительности, будет смущен личностным опытом без умения анализировать происходящее. Начиная изучение психологии в медицинском специализированном образовательном учреждении мы будем говорить о проблемах личности, о проблемах взаимоотношений в обществе, о проблемах профессиональных отношений, о проблемах пациентов и роли психологического ухода в рамках профессиональной компетенции медицинских работников. Психология для медицинского работника необходима для:
- эффективности профессиональной деятельности медицинского работника;
- достижения личностного (жизненного) успеха;
- для формирования коммуникативных способностей;
- для освоения умений психологического ухода за пациентами;
- для овладения психотехнологиями самосовершенствования;
- формирования эффективных навыков взаимодействия с пациентоами, родственниками, колегами;
- демонстрации личностного саморазвития и самовоспитания.
Ожидаемый результат при изучении дисциплины ПСИХОЛОГИЯ
специальности 060101 Лечебное дело (повышенный уровень образования), 060102 Акушерское дело (базовый уровень образования), 060109 Сестринское дело (базовый уровень образования)
После изучения дисциплины студент долен иметь представление о:
- основных задачах и методах психологии;
- основных задачах и методах социальной психологии;
- методиках исследования в области социальной психологии;
- моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации;
- социально-психологических аспектах функционирования семьи и брака;
- психогигиене, психопрофилактике, психотерапии;
- основах психосоматики;
- значимости социально-психологических рекомендациях при лечении заболеваний.
После изучения дисциплины студент должен знать:
- предмет психологии;
- структуру личности;
- функции и средства общения;
- типы связей и отношений индивида и различныхсоциальных групп;
- основы делового общения;
- психологические факторы, влияющие на характер межличностных отношений в ЛПУ;
- пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
- типологию межличностных отношений;
- значение психологического ухода за пациентами.
После изучения дисциплины студент должен уметь:
- использовать полученные знания и умений в разработке программы самосовершенствования;
- самому себе оказать певую психологическую помощь;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- оценить кофликтную ситуацию;
- определить преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов;
- эффективно общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
Тематический план изучения дисциплины "Психология"
№ пп | Наименование разделов и тем занятий | количство аудиторных часов | ||
всего | теория | практика | ||
I. Общая психология | ||||
1.1. | Введение в психологию | 24 | 10 | 14 |
1.1.1. | Предмет психологии | 2 | 2 | |
1.1.2. | Методологические принципы современной психологии | 4 | 2 | 2 |
1.1.3. | Личность | 8 | 2 | 6 |
1.1.4. | Общение | 6 | 2 | 4 |
1.1.5. | Эмоции. Стресс | 4 | 2 | 2 |
1.2. | Основы интеллектуальной деятельности | 8 | 4 | 4 |
1.3. | Психология развития профессионала | 22 | 10 | 12 |
II. | Социальная психология | |||
2.1. | Введение в социальную психологию | 4 | 2 | 2 |
2.2. | Личность и общество | 4 | 2 | 2 |
2.3. | Социальные отношения | 4 | 2 | 2 |
2.4. | Психология конфликтов | 6 | 2 | 4 |
2.5. | Психология групп | 6 | 2 | 4 |
2.6. | Психология выступлений, переговоры, дискуссии, споры | 4 | 4 | |
2.7. | Зачетное занятия по Социальной психологии | 2 | 2 | |
III. | Медицинская психология | |||
3.1. | Предмет медицинской психологии | 2 | 2 | |
3.2. | Социопсихосоматика здоровья | 6 | 2 | 4 |
3.3. | Психология пациента | 8 | 2 | 6 |
3.4. | Профессиональные качества медицинского работника | 2 | 2 | |
3.5. | Профессиональные проблемы медицинского работника | 2 | 2 | |
3.6. | Психология проведения сестринских манипуляций | 6 | 2 | 4 |
3.7. | Психопрофилактика болезней | 6 | 2 | 4 |
3.8. | Психологический уход за умирающим | 4 | 4 | |
3.9. | Семинар "Психологические проблемы пациента" | 2 | 2 | |
3.10 | Зачетное занятие по дисциплине "Психология" | 2 | 2 | |