Главная » Статьи » Мои статьи

Навыки коммуникативной деятельности в профессиональной сфере медицинского работника (специализация)
Навыки коммуникации не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как медицинский работник взаимодействует с людьми в чисто житейской ситуации может оказаться неприемлемо в ситуации по оказанию медицинской помощи. Т.к. медработник должен фокусировать свое внимание на том, что может принести наибольшую пользу пациенту или клиенту. 
 Специальные навыки межличностного общения возможно являются наиболее важными навыками, которыми должен обладать медработник в процессе работы. Они не связаны с денежными затратами, требуя лишь наличия определенного времени и чувства ответственности. Хорошая, правильно спланированная коммуникация может даже способствовать экономии времени. 
 В число понятий, которые служат основой для коммуникации, для построения взаимоотношений, входят чувство присутствия, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, раскрываться самому, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого. 
 Коммуникация является основой гуманистического процесса отношения к другому человеку. Для того, чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение и вера в значимость, ценность, уникальность, доброту, силу этого человека, а также в его способность самому руководить своими действиями и право на это. Коммуникация в профессиональной деятельности должна вызывать ответственные, заботливые взаимоотношения и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и самости другого человека. Коммуникация требует понимание внутренней ценности ориентации другого человека и это понимание может позволить двум людям, участвующим в этом процессе, переступить через свои ролевые взаимоотношения и установить отношения истинного диалога. Истинное общение способно оказать сильное влияние на общение. Т.к. необходимо взаимоотношения выстраивать на уникальности каждого человека.
 Компоненты, способствующие развитию коммуникации как основы для построения взаимоотношений:
 Чувство присутствия – приятие и интерес к собеседнику.
 Умение слушать – открытость к миру, мыслям, чувствам других людей. Для этого необходимо выработать чувствительность, понимание, воздержание от каких-либо суждений в отношении другого человека.
 Уважение к восприятию вещей, которое свойственно другому человеку, т.к. действия другого человека являются непосредственным следствием того, как человек воспринимает мир, его ценностные ориентации. Понимание другого человека – понимание его точки зрения.
 Проявление беспокойства о судьбе и жизни другого человека (интерес и уход).
 Раскрытие своего внутреннего мира ( «Я»). 
 Сопереживание – поставить себя на место другого человека, чтобы увидеть его таким, каким он видит себя. Сопереживая, медицинский работник отражает пациента, демонстрируя чувство присутствия. Т.к. он настроен на мысли и чувства пациента. 
 Искренность – человек честно делится своими мыслями, чувствами и опытом с другим человеком. Способствует возникновению и поддержанию доверия к самому себе, а так же между собой и другим. 
 Уважение – ощущение положительной оценки. Уважение подразумевает теплоту, расположение и приятие. Элементами уважения являются интерес к развитию другого человека и вера в его способность решать проблемы и совершать положительные поступки. 
Эти компоненты создают атмосферу безопасности и питательную среду для понимания, служит основой для умения слушать и реагировать. 
Принципы умения взаимодействовать (слушать):
 Прекратите разговаривать – говорить должен один человек, дать ему раскрыться, дать возможность больше говорить самому. Нужно дать пациенту возможность сказать все, что он хочет сказать.
 Устранение отвлекающих факторов - слушатель фокусирует свое внимание на говорящем. Это легче делать, когда нет отвлекающих факторов. (телефон, люди, шум машин и оборудования). 
 Смотрите на говорящего – показать свой интерес в говорящем и происходящем. Поза открытая, расслабленная, проявляя чувство присутствия.
 Уловите основную идею – сконцентрируйтесь на теме разговора, а не на деталях, украшающих ее.
 Вслушайтесь в суть разговора – нужно уловить и различить эмоциональные реакции и чувства собеседника.
 Отделить свои эмоции от реакций собеседника. – избегайте сильных эмоций гнева, печали, которые могут помешать внимательно слушать собеседника и реагировать на его слова с пониманием.
 Правильно интерпретируйте информацию – поспешные суждения или предположения обычно основываются на опыте собеседника. Нужно уловить факты и быть уверенным в том, что вы знаете разницу между тем, что говорится и вашими интерпретациями, оценками фактов. Уважайте права пациентов как человека. 
 Сопереживание с человеком – сопереживающий человек предлагает свое понимание, а не свои решения и старается искренне понять поступки другого человека и его ценностные ориентиры.
Практические навыки эффективного взаимодействия:
 Улыбайтесь, приветствуйте собеседника позой, взглядом, жестами.
 Обращение к пациенту по имени, дружеским тоном
 Прикосновения к пациенту
 Открытая поза при общении
 Глаза на одном уровне с глазами пациента
 Нельзя глядеть пристально.
 Поза: наклонившись вперед
 Кивайте головой в знак согласия, сохраняя выражение лица, показывая, что вас интересует то, о чем говорит пациент. + выражения побуждения и поощрения: «Угу», «М-да», «Понятно», «Да, верно», «Ого!», «Интересно!».
 Станьте зеркалом – отражайте мимикой, позой, интонацией, что по-вашему мнению испытывает пациент. 
 Говорить «нет», когда хотим говорить «нет».
 Требовать, то чего мы хотим.
 Высказывайте свое мнение
 Идите на конфронтацию, если это необходимо.
 Уверенность не должна быть агрессивной. Уверенный человек – лицо расслабленное, приятное, хороший зрительный контакт, стан прямой, соблюдение личного пространства, тон голоса уверенный, твердый, уважительный, жесты соответствуют моменту, говорит то, что думает, не лукавит.
 Создавайте обстановку уверенности, уединения, конфиденциальности
 Расстояние не должно быть угрожающим, но достаточно близкое для прикосновения
 Замечания делаются, не прерывая беседы, коротки из одного слова.
 Языковые знаки должны быть понятны пациенту (язык пациента).
 Повтор слов пациента для подтверждения услышанного.
 Подведение итога беседы (резюме).
 Навыки оказания помощи: конфронтация, поддержка, молчание, прикосновение (на основе личностных особенностей пациента).

 Будьте внимательны – пациент будет чувствовать свою значимость и будет относиться к вам позитивно.
 Проявите заинтересованность в потребностях пациента.
 Не задавайте много вопросов и сложных вопросов
 Не преуменьшайте чувства говорящего фразами: «Ну, не все так плохо», «Завтра тебе будет лучше», «Не надо делать из мухи слона», «Все перемелется», и т.д.
 Не перебивать, не переводите обсуждение на другую тему
 Нельзя самому отвлекаться.
 Нельзя давать своих вопросов.
 Реагировать на невербальные знаки:
 Взгляд более 3 секунд вызывает желание отвести глаза (учащается сердцебиение, повышается АД);
 Неестественно широко раскрытые глаза могут выражать удивление, гнев, страх;
 Если глаза моргают более 20 раз в минуту, то может означать наличие у пациента некомфортного состояния (неприятный разговор, интимная тема);
 Расширение ноздрей – возбуждение, раздражение;
 Улыбка – счастье, чувство общности, удовлетворение;
 Гримаса – опасение, страх, боязнь;
 Сжатые губы – гнев, возбуждение, неприязнь, неуверенность, фрустрация;
 Оскал – отвращение;
 Надутые губы говорят об унынии, покорности, неуверенности, несогласии;
 Хмурые, насупившиеся брови выражают гнев, печаль, сосредоточенность; поднятые брови – напряженность;
 Человек показывает язык, выражая неприязнь при ссорах;
 Красный нос – эмоциональное возбуждение
 Сжатые и повернутые внутрь губы коррелируют с нежеланием входить в контакт
 Покусывание губ – раздражение
 Зевота – сигнал тоскливости, скуки, беспокойство, несогласия, неуверенность, или кто-то рядом зевает.
 Пациент включает защитные механизмы: глаза бегают, слушает «вполуха», ерзает, беспокойные жесты руками и ногами, пациент откланяется назад, пациент неожиданно выпрямляется или разваливается на стуле, пациент складывает руки на груди, руки в карманах, сжимает в кулаки, поведение неестественное, изменяется манера речи (говорит быстрее или медленнее), жалуется на усталость, голод, жажду, зевает.
 По расположению тела и частей тела можно судить о возрасте пациента, социальном, психологическом или соматическом состоянии
 По ходьбе и походке можно судить о устойчивых, индивидуальных характеристиках человека, о текущем измененном состоянии человека
 Место общения медработника и пациента:
 Территория пациента
 Территория медработник
 Нейтральная территория
 Взаимное расположение в пространстве
 Время контакта можно разделить на три фазы: вхождение, продолжение, до свидания. Наиболее важна первая фаза, т.к. она определяет границы, роли, специфику взаимодействия (4 минуты). Продолжительность разговора зависит от состояния пациента вообще и режима дня, цели беседы (ознакомительная, терапевтическая, обучающая, проверочная, беседа о состоянии пациента, обеспечение его жизнедеятельности в будущем, от индивидуальных особенностей пациента (темперамента, специфики протекания его биоритмов). Т.к. период наибольшей устойчивости и концентрации внимания равен 15 минутам, необходимо при большей продолжительности разговора делать перерывы на 2-3 минуты с целью переключения внимания.
 Внешний вид медработник: манера одеваться, причесываться, физические характеристики (рост, вес, состояние кожи, лица, рук).
 Голос медработника должен быть спокойный, уверенный
 

Категория: Мои статьи | Добавил: chereshneva (06.12.2009)
Просмотров: 5825 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergTit  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>кооперация по металлообработке</a>

Имя *:
Email *:
Код *: