Главная » Статьи » Мои статьи

Психогигиена и психопрофилактика
По мнению Л.Л. Рохлина, хотя понятие «психогигиена» и «психопрофилактика» полностью не покрывают друг друга, но они настолько тесно связаны между собой, особенно в практическом отношении, что их разграничить можно только условно. Идея психической профилактики возникла в середине XIX века. Согласно концепции дегенерации, предложенной французским психиатром Б.О. Морелем в 1857 г., физические и психические болезненные изменения, передаваясь из поколения в поколения, накапливаются и приводят к вырождению семьи и даже целого народа. Морель выдвинул идею профилактики вырождения, одним из средств которой он считал изоляцию от общества «вредных» индивидов. Другое средство: изменение физических, интеллектуальных и моральных условий существования. В России вопрос о зависимости душевных болезней от общественных условий, скученности городской жизни, нужды, тяжелого труда – публично впервые обсуждался на I съезде отечественных невропатологов и психиатров в 1887 г. в докладе И.П. Мержеевского «Об условиях, благоприятствующих развитию душевных и нервных болезней в России, и о мерах, направленных к их уменьшению».
Термин «психогигиена» (psychischen hygiene, mental hygiene, hygiene mentale) появился в конце 1900-х гг.. В 1909 г. в США был основан Национальный комитет по психической гигиене, который через несколько лет стал государственным. В основе его деятельности лежали три цели: 
 предупреждение нервно-психических заболеваний у здоровых индивидов, 
 создание наиболее благоприятных условий жизни для предрасположенных 
 организацию лечения уже заболевших. 
В 1917 г. психогигиеническое общество было основано в Канаде, 
в 1918 г. – во Франции. В 1922г. в Париже состоялся представительный международный конгресс по психогигиене. 
В 1930-е гг. термин «психогигиена» стал вытесняться термином «Психическое здоровье». Так, основанный К.Бирсом в США Комитет по психической гигиене стал называться Национальной ассоциацией психического здоровья; во Всемирной организации здравоохранения после Второй мировой войны была образована секция психического здоровья. 
Идея обращенности на себя, овладение своей психикой, на которой основано современное представление о психическом здоровье, становится гуманистической ценностью. Большинство практиков пользуются рабочим определением, согласно которому, психическое здоровье характеризуется эмоциональным благополучием, сравнительной свободой от тревожности и других симптомов некомпетентности, а так же способностью устанавливать конструктивные отношения и отвечать на каждодневные требования жизни.
С 1970-х гг. центр тяжести психогигиенических мероприятий передвинулся в локальные сообщества, группы поддержки, что рассматривается как альтернатива государственным централизованным службам.
Сегодня идея обращенности на себя, овладения своей психикой, на которой основано современное представление о психическом здоровье, становится гуманистической ценностью. В настоящее время в задачи психогигиены и психопрофилактики входит предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а так же облегчения острых психотравмирующих реакций. 
Методы психогигиены и психопрофилактики: психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т.д.
Специальные задачи – помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работы с молодыми и распадающимися семьями и т.д.
Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а так же облегчения острых психотравматических реакций (психогений). Медицинские работники и психологи объединяют усилия с целью проведения бесед и консультаций по вопросам брака и семьи, по борьбе с вредными привычками, по формированию отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения. 
Психогигиена – система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека и общества в целом. 
Содержанием психогигиены является система мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания человека, а так же повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости психики по отношению к действию различных патогенных факторов. Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма. Методы психогигиены и психопрофилактики: психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помочь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т.д.
То, как человек воспринимает себя, свою жизнь, других людей – позитивно или негативно, - может опосредованно влиять на состояние его организма. Субъективное видение ситуации, в которой находишься, приводит к развитию тех или иных взаимоотношений с окружающими людьми. Образы восприятия, взаимоотношения с другими людьми порождают в человеке соответствующие эмоции. В свою очередь, эмоции проявляются не только в переживаниях, на поведенческом уровне, но и на телесном. Например, ряд «токсичных» эмоций: гнев, страх, тревога запускают или поддерживают ряд психосоматических заболеваний человека. так в состоянии гнева способность сердца перекачивать кровь снижается на 5-7 %. Возрастает вероятность повторного сердечного приступа. Эмоции запускают в ход определенные механизмы, воздействующие и на иммунную систему. 
 Психопрофилактика – это система мероприятий, цель которых – изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.
 Состояние психического здоровья является одним из основных показателей здоровья общества и нации в целом. Психопрофилактика решает следующие задачи:
1. с учетом того, что психогенное происхождение многих психических расстройств, а так же заболеваний сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта в настоящее время можно считать доказанным, проведение мероприятий по охране здоровья человека от их болезненного воздействия. Наибольшее значение здесь приобретают лица из группы риска:
~ с различной степенью напряжение адаптационных механизмов, но без признаков их истощения;
~ с признаками истощения;
2. ранее выявление, диагностика и комплексное лечение нервно-психических расстройств;
3. профилактика рецидивов и перехода течения болезни в затяжную или хроническую форму.
 Важнейшими задачами психогигиена и психопрофилактики являются организация и воспитание здорового образа жизни людей, улучшение их быта, производственных условий труда, преодоление психотрамирующих ситуаций, отказ от острых и хронических алкогольных и наркоманических интоксикаций. Вопросы психогигиены и психопрофилактики должны быть основываться не на делеме «что такое хорошо и что такое плохо», а представлять собой серьезную программу сохранения здоровья и оптимального образа жизни. Данными вопросами занимается Валеология.
Образ мысли, включающий идеею здоровья, порождает благоприятную реакцию организма. Ожидание ухудшения здоровья способствует развитию уже начавшегося патологического процесса. 
Полезно наглядно представлять себе позитивный результат, который хочешь получить. Процесс визуализации – это процесс создания с помощью воображения образа желаемого, попытка увидеть, услышать, почувствовать желаемое так, как будто оно уже произошло, стало реальностью. Полезно создавать образ позитивной цели, которой хочешь достичь. Образ цели создается на рубеже роста, как некоторая следующая точка, к которой человек движется по пути собственного развития. Реальная оценка своего рубежа роста не дает соображению соскользнуть в фантазии, которым не суждено воплотить в жизнь. Нет смысла, наверное, мечтать о том, что абсолютно невозможно (вечно жить, стать моложе, иметь других родителей, родится в другой стране).
 Для поддержания позитивного образа мыслей полезно использовать позитивные утверждения, которые попадают на глаза (на бумаге) или периодически произносятся (особенно в период пробуждения от сна или засыпания). 
 Визуализация в сочетании с позитивными утверждениями широко используются для поддержания позитивного образа мыслей. В западных странах процессу визуализации сейчас обучают сотрудников клиник, работающих с пациентами, страдающими онкологическими заболеваниями. Так же медсестре необходимо культивировать у себя позитивный взгляд на жизнь и поддерживать у пациента позитивные образы, поддерживать его надежду.
 Сестринский уход предполагает системный подход к оказанию помощи; он ориентирован на проблемы и потребности пациента. Позитивные переживания – немаловажная потребность любого пациента.
 Создание условий для позитивных переживаний:
1. Арттерапия – оказание помощи с помощью искусства. Терапевтическое воздействие музыки, цвета, архитектуры известно давно. Но следует отличать искусство от массовой культуры. От плохой музыки заболит голова, массовая эстрада притупляет, утомляет.
2. Музыкотерапия – универсальный язык чувств. Совеременные исследования влияния музыки на человека предлагают учитывать музыкальную культуру пациента, его вкусы, индивидуальные особенности восприятия музыки, отношение к музыке вообще и именно к данному музыкальному произведению, а так же к его исполнителю, самочувствие пациента в настоящий момент, возраст, пол, профессию и другие факторы. Музыкальное воздействие весьма индивидуализировано и музыку пациенту лучше прослушивать через наушники, чтобы не мешать другим. Музыка влияет на настроение, снижает тревогу, напряженность. 
3. Функциональная музыка – это музыкальный фон, на периферии сознания. Музыка должна быть приятной, ритмичной, приносить удовольствие, вызывать состояние легкого возбуждения. 
4. Библиотерапия – разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму. Предполагает позитивное воздействие на человека с помощью книг, которое может способствовать развитию личностных качеств, поднимать настроение, отвлекать от боли.
5. Колортерапия – воздействие на человека с помощь цвета. Цвет помещения, одежды влияет на эмоциональное состояние пациентов. Особенности восприятия цвета зависит от индивидуальных особенностей человека, культуры.
6. Аромотерапия – позитивное воздействие на человека посредством запахов. Организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает приятные или неприятные ассоциации и воспоминания.
7. Натурпсихотерапия – положительное эмоциональное воздействие природы на человека (санаторно-курортное лечение). Положительный эффект: позитивное эмоциональное воздействие, успокаивающий, отвлекающий, активизирующий эффекты, эстетическое воздействие природы.

Категория: Мои статьи | Добавил: chereshneva (06.12.2009)
Просмотров: 17702 | Рейтинг: 3.8/11
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: