Главная » Статьи » Мои статьи

Регулирование эмоциональных состояний
1. Действия медицинского работника, который поможет пациенту расслабиться и облегчить пребывание в больнице.
Заходя к пациенту, замечали ли вы, что он часто нервничает, плачет или не может заснуть? Как и у многих медсестер, ваш ответ, скорее всего, будет «Да». Но знаете ли вы, что все это проявление тревоги?
Тревога часто остается нераспознанной, поэтому многие пациенты не получают необходимой помощи
2. Что вызывает тревогу?
Тревога может возникнуть при постановке нового или неожиданного диагноза, а также, если пациент недостаточно информирован о своей болезни и ее проявлениях, испытывает неудобства или боль при проведении лечебных и диагностических процедур или операций, не может оплатить стоимость лечения или беспокоится из-за неразрешенных семейных проблем. Одного только ожидания результатов исследования или болезненной процедуры достаточно, чтобы вызвать тревогу у большинства пациентов.
На фоне тревоги у пациента учащается пульс, дыхание, повышается АД, сужаются периферические сосуды и появляется сухость во рту. Вы должны знать, что, несмотря на тревогу, некоторые пациенты могут казаться хладнокровными, спокойными, выдержанными. Другие же становятся раздражительными, агрессивными, угрожают персоналу или отказываются сотрудничать. К характерным признакам каждой стадии тревоги относятся:
• Легкая – сопровождается усилением внимания и восприятия;
• Умеренная – отмечается избирательность внимания, в каждый момент времени пациент сосредоточен на чем-то одном;
• Сильная – внимание пациента сосредоточено на незначительных, не относящихся к делу мелочах. На этой стадии пациент не способен к вразумительному общению, его поведение становится дезорганизованным, беспорядочным. Если тревога перерастает в панику, то может наступить оцепенение или истощение.
• Паника – это внезапный приступ сильного страха. Она протекает тяжелее тревоги. Пациент может испытывать удушье, головокружение, обморочное состояние, сердцебиение, дрожь, оцепенение, озноб и боль в груди. Ему может казаться, что он сходит с ума, теряет самоконтроль или умирает.
Чем вы можете помочь пациенту?
Для того, чтобы определить, испытывает ли ваш пациент тревогу, нужно оценить его субъективную (то, что он чувствует) и объективную (то, что вы видите) реакцию на стресс.
Рассматривайте каждую минуту, которую вы проводите с пациентом, как возможность уменьшить его тревогу. Успокойте его, если он волнуется, и ответьте на вопросы, касающиеся болезни и предстоящих процедур. Слушайте пациента внимательно, особенно если он рассказывает о своих проблемах. Не предлагайте ему упрошенных решений сложных эмоциональных проблем. Старайтесь, чтобы ваши ответы были убедительными, проявите заинтересованность.

3. Пять способов преодоления тревоги.


3.1. Поведенческая терапия.
Перед началом сеанса помогите пациенту принять удобную позу и выключите телевизор. Для того чтобы вас не перебивали, повесьте на дверь табличку «Не беспокоить». Используйте следующие методы:
• Упражнения на расслабление. Попросите пациента дышать медленно и свободно, делая вдох в течение четырех секунд и выдыхая четыре секунды. Грудная клетка при этом должна оставаться неподвижной, а дыхание осуществляться за счет выпячивания и втягивания живота.
Кроме дыхательных упражнений, научите пациента постепенной мышечной релаксации – неторопливо напрягать отдельные группы мышц, а затем медленно расслаблять их. Например, попросите его начать с упражнений для пальцев ног и, последовательно поднимаясь, закончить упражнениями для мышц лица.
Посоветуйте пациенту заниматься аутогенной тренировкой. Во время тренировки пациент должен подобрать в уме фразу и повторять ее вслух до тех пор, пока не достигнет состояния релаксации. Верующие пациенты могут молиться. Будучи основой речи у набожных людей, молитвы могут вызвать состояние глубокой релаксации.
Эти упражнения наиболее эффективны, если пациент выполняет их несколько раз в день по 20 минут, особенно перед или во время диагностических и лечебных процедур или операции.
• Упражнения на воображение. Начните с упражнений на релаксацию в течение нескольких минут. После этого попросите пациента представить себя в тихом, спокойном месте, где бы он чувствовал себя удобно и безопасно, например, в его любимой комнате, на Карибских островах, в горах Колорадо или в каком-то другом месте. Или попросите его представить себя на пляже, где он любуется природой, вдыхает запах океана и слышит шум прибоя.
• Музыкотерапия. Пациент сидит или лежит в спокойной, удобной позе и в течение 20 минут слушает выбранную им музыку. Вы должны располагать большим разнообразием музыкальных записей, в том числе легкой, джазовой, классической, популярной, народной, современной музыки. Музыка может изменить настроение пациента, его поведение и реакцию на стресс.

3.2. Когнитивная терапия.
• Изменение точки зрения. Помогите пациенту выявить стрессорные факторы, негативные мысли и манеру поведения, а затем принять более позитивную точку зрения. Например, если пациент считает, что у него нет времени на хирургическую операцию, подскажите ему, что госпитализация займет всего лишь 4 дня из целого года. Сделайте акцент на том, что он почувствует себя лучше и здоровее и, возможно, проживет дольше.
• Изменение самоопределения. Если пациент рассматривает себя как жертву, помогите ему изменить эту роль. Подскажите, что он может считать себя человеком, который нанял хирурга для проведения серьезной операции. Взяв на себя ответственность и приняв важное решение, пациент ощутит, что он в большей степени контролирует ситуацию.
• Разговор с самим собой. Помогите пациенту выработать позитивный диалог с самим собой или подобрать фразы, которые он смог бы проговаривать при возникновении тревоги. Объясните, что негативный диалог с самим собой вслух или про себя может помешать выздоровлению. Например, можно сказать себе: «Я думаю только о том, что не могу остановить эту болезнь». Однако вы можете побудить пациента повторять позитивные выражения, которые усилят его уверенность в себе и чувство контроля над ситуацией: «Когда-нибудь я смогу справиться с этой болезнью. У меня достаточно сил, чтобы расслабиться и выздороветь».
• Уверенность в себе. Научите пациента быть более уверенным в себе. Особенно в том случае, если врач или члены семьи заставляют его делать что-либо против воли. Объясните пациенту, что он может задавать множество вопросов, уточняя суть своих процедур и лечения. Подскажите ему, что именно он отвечает за свое тело и здоровье, а не его врач или медсестра.

3.3. Физические методы лечения.
• Физические упражнения. Погуляйте с пациентом на территории больницы или научите его таким упражнениям, которые он сможет выполнять самостоятельно, например, упражнениям на растягивание.
• Здоровое питание. Помогите пациенту подобрать здоровую пищу, но при этом убедитесь, что он соблюдает предписанную диету. Уменьшите количество стимулирующих веществ, снизив употребление кофеина. Посоветуйте пить травяные чаи, воду и соки.
• Лечебный массаж. Назначьте пациенту массаж один или два раза в день и уговорите его больше отдыхать.
• Увлечения. Поощряйте увлечения пациента: шитье, резьбу по дереву и другие.
• Уход за собой. Объясните пациенту, что он может выполнять дыхательные упражнения в теплой ванне или душе.
• Юмор. Помогите пациенту подмечать смешное, понимать и проявлять юмор. Смех поможет ему отвлечься от своих проблем и боли. Дайте ему комедийные фильмы, аудиокассеты или книги.
• Межличностное взаимодействие. Выделите из окружения пациента людей, которые помогают ему бороться с болезнью, а также тех, кто мешает этому. Если вы заметите, что после посещения кем-либо пациент чувствует себя огорченным и подавленным, посоветуйте ему ограничить общение с этим человеком. Попросите людей, от встречи с которыми пациент чувствует себя лучше (члены семьи, близкие друзья и священнослужитель), почаще навещать или звонить ему. Посоветуйте пациенту обсуждать свои проблемы с членами семьи и друзьями, с тем, чтобы они помогали ему справляться с трудностями.
• Дневник/письма. Посоветуйте пациенту вести дневник и отражать в нем события и свое отношение к ним, свои чувства, мысли и планы. Это поможет ему обдумать сложившуюся ситуацию и упорядочить свои мысли.
• Избавление от фрустрации. Помогите пациенту выделить события и стимулы, которые заставляют его испытывать разочарование. Например, если пациента огорчает, что к нему подключены различные устройства, объясните ему назначение каждого из них. Дайте реалистическую оценку того, что можно ожидать от его госпитализации. Расскажите пациенту, как долго, по вашим предположениям, он может пробыть в больнице, когда он почувствует себя лучше и станет сильнее. Своевременное избавление от фрустрации может предотвратить возникновение тревоги.
• Адаптивное неприятие. Если пациент выражает неприятие болезни и необходимости госпитализации, не препятствуйте этому. Такое поведение может помочь тяжелобольному уменьшить тревогу. Подождите, пока не появятся признаки того, что пациент готов узнать больше о своем состоянии.
Если упражнения на релаксацию, терапия воображением, музыкой и другие методы психотерапии не позволяют подавить тревогу, можно прибегнуть к фармакотерапии. Вместе с лечащим врачом подберите необходимый препарат.

3.4. Преодоление тревоги в себе и у других.
Бороться с тревогой можно по-разному. Цель такой борьбы заключается не в том, чтобы полностью избавить человека от тревоги, а в том, чтобы выработать толерантность к легкой тревоге и способность осознанно и конструктивно использовать ее. Умеренная и сильная тревога, а также паника гораздо более опасны для «Я» пациента. Проблемно-ориентированные реакции на высокий уровень тревоги заключаются в осторожном, продуманном решении проблемы, устранении конфликтов и удовлетворении потребностей личности. Пациент стремится справиться с трудностями, связанными со стрессовой ситуацией, предварительно подвергнув ее объективной оценке. При этом могут возникнуть реакции нападения, бегства или компромисса. При реакции нападения личность старается устранить или преодолеть препятствия, вызвавшие стресс. Убегая, физически или психологически, человек стремится уйти от психотравмирующей ситуации. Для достижения компромисса он вынужден изменить свои цели или пожертвовать частью потребностей, в результате его образ жизни меняется.
Проблемно-ориентированные реакции не всегда оказываются успешными, поэтому в таком случае могут подключиться механизмы психологической защиты «Я» (эго-ориентированные реакции). Эти механизмы препятствуют возникновению чувства собственной неадекватности и никчемности и осознанию тревоги. Однако в результате действия этих механизмов личность мало осведомлена в происходящем и недостаточно контролирует события, кроме того, они включают определенную степень самообмана и искажения реальности.
К наиболее распространенным механизмам психологической защиты «Я» относятся:
• Неприятие – уклонение от неприятной действительности путем игнорирования или отказа признавать ее;
• Перенос – смещение эмоций с одного человека или объекта на другой, обычно нейтральный или менее опасный;
• Проекция – наделение других людей собственными мыслями и побуждениями;
• Формирование реакции – формирование установки или модели поведения, которые противоположны действительным или желаемым;
• Вытеснение – непроизвольное исключение из сознания болезненных или противоречащих установкам мыслей , побуждений или воспоминаний.
Если психологическая защита не действует и уровень тревоги остается высоким, то могут быть использованы гипертрофированные и неадекватные механизмы борьбы с ней.
К менее эффективным методам борьбы с тревогой относятся:
Сильный, постоянный, чрезмерный или необоснованный страх какого-либо объекта или ситуации, который называется фобия. Этот страх не соответствует реальной опасности или угрозе.
• Обсессии (навязчивые идеи) – это навязчивые, неуместные, постоянно повторяющиеся в течение некоторого времени мысли, побуждения или образы, возникающие при болезненном состоянии и вызывающие сильную тревогу или душевные переживания. Пациент осознает, что такие навязчивые мысли, побуждения и образы – продукт собственного разума. Так, человек может постоянно думать о том, как причинить вред соседской собаке.
• Компульсии (навязчивые влечения) – повторяющиеся физические (например, мытье рук) или мысленные (повторение слов в уме) действия, которые человек вынужден осуществлять для защиты от обсессий (ритуалы) или в соответствии со сторого выполняемыми правилами.
• Нелогичные, нерациональные размышления о ситуации (которая реально может вызвать лишь легкую тревогу), приводящие к резкому усилению тревоги. Многие люди ошибочно считают, что их тревога имеет под собой реальное основание. Однако на самом деле она в гораздо большей степени обусловлена мыслями о сложившейся ситуации, чем самой ситуацией. Нерациональные размышления повышают уровень тревоги. К усилению тревоги могут привести:
1. Жалобы и подчеркивание того, как кошмарна, ужасна и неприемлема эта ситуация.
2. Настойчивые требования изменить положение вещей, сложившуюся ситуацию, вместо того, чтобы принять их, как они есть, и попытаться, применив проблемно-ориентированный метод.
3. Восприятие незначительного происшествия как катастрофы. То, что обычно применяет только некоторое неудобство, рассматривается как трагедия. Спустившая шина по дороге на работу – это неприятность; землетрясение – катастрофа.

3.5. Позитивные методы борьбы с тревогой.

1. Развить высокий уровень устойчивости к тревоге. Научиться жить с определенным уровнем тревоги.
2. Установить, каким образом мы способствуем развитию у себя (непосредственно или через окружающих) стрессового состояния и тем самым повышаем уровень тревоги. Вот некоторые примеры стрессогенного поведения:
• Мышление абсолютными категориями, например, «всегда» и «никогда», использование обобщений, оборонительное поведение. Беспокойство о том, что о нас подумают люди. «Умственная жвачка» - постоянный анализ одних и тех же мыслей, поступков, переживаний.
• Негативное отношение к себе и окружающим, проявляющееся в повышенной критичности, осуждении и непринятии себя и других.
• Раздражающие привычки и непрерывная громкая, быстрая речь, которые усиливают напряжение.
• Деструктивное поведение: переедание, недоедание, слишком обильное питье и курение, недосыпание и слишком длительный сон.
• Пребывание в нездоровых условиях, в тесном, неприятно пахнущем месте, в шумном окружении, где непрерывно громко говорят, жалуются и критикуют.
3. Выделите основные чувства и боритесь с ними. Часто тревога лишь скрывает другие переживания, такие, как душевная боль, чувство неприятия, несостоятельности и другое.
4. Сформируйте систему поддержки. Желательно, чтобы входящие в нее люди обладали следующими качествами:
• Взглядами на жизнь, похожими на ваши;
• Положительно относитесь к себе и другим;
• Были реалистичны;
• Сопереживали вашим проблемам и делам, но не жалели вас;
• Были бы ориентированы на разрешение проблем.
5. Развивайте в себе реалистичный взгляд на жизнь. При этом обдумайте, насколько важно данное происшествие или переживание по отношению к вашему жизненному опыту. Какие отдаленные последствия оно будет иметь? Было ли оно лишь незначительным инцидентом? В жизни редко все проходит гладко, она полна досадных происшествий, препятствий и проблем. Признайте, что многое из того, что мы желаем, нам не удастся получить, что мир не станет таким, каким нам хотелось бы. Постарайтесь более глобально посмотреть на мир, и вы увидите, что отдельные события вряд ли повлияют на нашу жизнь или изменят ее.
6. Сосредоточьтесь на важных для вас людях или делах. Не утруждайте себя или окружающих ненужными заботами, действиями; избегайте общения, в котором нет необходимости.
7. Научитесь не обращать внимания на то, что не имеет к вам отношения. Многие происшествия и проблемы вокруг нас не имеют для нас существенного значения. Поэтому нужно научиться не замечать их и не позволять втянуть себя в них.
8. Развивайте умение решать проблемы. Для нас более важны последствия того, что мы делаем, оказавшись в сложной ситуации, чем то, что мы чувствуем или думаем о ней.
9. ставьте перед собой реальные цели. Количество целей, которые мы можем достичь (как за всю жизнь, так и за неделю или день), ограничено.
10. научитесь расслабляться. Используйте различные методы релаксации. Можно расслабиться физически при помощи упражнений, требующих большой мышечной активности, таких, как ходьба, плавание, гимнастика. Достижению релаксации способствует также занятия йогой, медитацией или путешествия в своих фантазиях. Постепенно расслабляя все мышцы – от пальцев ног до головы, мы можем достичь глубокой релаксации всего тела. Заметив усиление тревоги, заставьте себя расслабиться.
Паника
 Состояние паники является для человека критическим и требует посторонней помощи. Основные рекомендации при оказании помощи людям, находящимися в панике:
• Говорите спокойным, уверенным голосом;
• Подбодрите пациента;
• Выслушайте его с пониманием;
• Примите необходимые для пациента решения;
• При необходимости примите дополнительные меры, чтобы защитить себя и окружающих;
• Постарайтесь ясно объяснить, что происходит.
С помощью медсестры тревога пациента может уменьшиться, и он станет более сговорчивым.  



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апраксина К.А. «Некоторые аспекты санитарно-просветительной деятельности медсестры при уходе за больными с бронхиальной астмой». Журнал «Сестринское дело» № 2, 1999
2. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология. – М.: «Просвещение», 1970
3. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 1982
4. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л.: Медицина, 1980
5. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2002
6. Котова И.Б., Канаркевич В.Н. Психология. – Ростов Н/Д: Феникс, 2003
7. Мишин Г.И. Отрицательные эмоции и их преодоление. – М.: Медицина, 1984
8. Мягков И.Ф., Быков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология: пропедевтический курс. – М.: Логос, 2003
9. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование – Издательство Московского университета, 1987
10. Перфильева Г.М. Психическое здоровье. – М.: ГЕОТАР – МЕД, 2001
11. Степанова С.Г. Психологические состояния личности. – М.: ВУМНЦ, 1999
12. Федотов Д.Д. О сохранении психического здоровья. – М.: Медицина, 1975



Категория: Мои статьи | Добавил: chereshneva (28.03.2010)
Просмотров: 3042 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ensucouch  
0
нужно проверить :)

Имя *:
Email *:
Код *: